Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Рассмотрено                                                                       УТВЕРЖДАЮ

на педагогическом совете                                                     Директор школы

протокол №….от ………20…г.                                           ______Е.Б.Перепичкин

«….»……………20…..г.

Положение

о службе школьной медиации

1. Общие положения

1.1.Служба школьной медиации является структурным под­разделением образовательной организации, которое объединяет учащихся (воспитанников), педагогов и других участников об­разовательных отношений, заинтересованных в разрешении конфликтов и развитии практики восстановительной медиации в
образовательной организации.

1.2. Служба школьной медиации является альтернативой другим способам реагирования на споры, конфликты, противо­правное поведение или правонарушения несовершеннолетних. Результаты работы службы школьной медиации и достигнутое соглашение конфликтующих сторон должны учитываться в слу­чае вынесения административного решения по конфликту или правонарушению.

1.3. Служба школьной медиации является приоритетным способом реагирования, то есть сторонам конфликта предлага­ется в первую очередь обратиться в службу, а при их отказе или невозможности решить конфликт путем переговоров и медиа­ции образовательная организация может применить другие спо­собы решения конфликта и меры воздействия.

1.4. Служба школьной медиации осуществляет свою дея­тельность на основании Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», а также в соответствии с «Национальной стратегией действий в интере­сах детей 2012–2017 годы», ФГОС основного (полного) образо­вания и «Стандартами восстановительной медиации» от 2009 года.

2. Цели и задачи службы школьной медиации
2.1. Целями службы школьной медиации являются:

2.1.1. распространение среди участников образовательных отношений цивилизованных форм разрешения споров и кон­фликтов (восстановительная медиация, переговоры и другие способы);

2.1.2. помощь участникам образовательных отношений в раз­решении споров и конфликтных ситуаций на основе принципов и технологии восстановительной медиации;

2.2. Задачами службы школьной медиации являются:

2.2.1.проведение программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций (восстановительных ме­диаций, «кругов сообщества», «школьных восстановительных конференций», «семейных конференций») для участников спо­ров, конфликтов и противоправных ситуаций;

2.2.2.обучение учащихся (воспитанников) и других участни­ков образовательных отношений цивилизованным методам уре­гулирования конфликтов и осознания ответственности;

3. Принципы деятельности службы школьной медиации.

Деятельность  службы  школьной  медиации  основана  на  сле­дующих принципах:

3.1.Принцип добровольности, предполагающий как добро­вольное участие учащихся (воспитанников) в организации рабо­ты службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе. Допускает­ся направление сторон конфликта и их законных представите­лей на предварительную встречу с медиатором, после которой стороны могут участвовать или не участвовать в программе вос­становительного разрешения конфликта и криминальной ситуа­ции.

3.2.Принцип конфиденциальности, предполагающий обяза­тельство службы школьной медиации не разглашать получен­ные в процессе медиации сведения за исключением примири­тельного договора (по согласованию с участниками встречи), подписанного ими. Также исключение составляет ставшая из­вестная медиатору информация о готовящемся преступлении.

3.3. Принцип нейтральности, запрещающий службе школь­ной медиации принимать сторону какого-либо участника кон­фликта (в том числе администрации). Нейтральность предпола­гает, что служба не выясняет вопрос о виновности или невинов­ности той или иной стороны, а является независимым посредни­ком, помогающим сторонам самостоятельно найти решение. Если медиатор понимает, что не может сохранять нейтральность из-за личностных взаимоотношений с кем-либо из участников, он должен отказаться от медиации или передать ее другому ме­диатору.

4. Порядок формирования службы школьной медиации

4.1.В состав службы школьной медиации могут входить учащиеся (воспитанники) 9–11 классов, прошедшие обучение проведению восстановительной медиации. Руководителем (куратором) службы может быть соци­альный педагог, психолог или иной работник образовательной организации, прошедший обучение проведению восстанови­тельной медиации, на которого возлагаются обязанности по ру­ководству службой школьной медиации приказом директора школы.

4.2 Вопросы членства в службе школьной медиации, требо­ваний к учащимся (воспитанникам), входящим в состав службы, и иные вопросы, не регламентированные настоящим Положени­ем, могут определяться уставом службы, принимаемым службой примирения самостоятельно.

5. Порядок работы службы школьной медиации

5.1.Служба школьной медиации может получать информа­цию о случаях конфликтного или криминального характера от педагогов, учащихся, администрации образовательной органи­зации, членов службы школьной медиации, родителей.

5.2.Служба школьной медиации принимает решение о воз­можности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно, в том числе на основании предварительных встреч со сторонами конфликта. При необходимости о принятом решении информируются должно­стные лица образовательной организации.

5.3.Программы восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций (восстановительная медиация, «круг сообщества», «школьная восстановительная конференция», «се­мейная восстановительная конференция») проводится только в случае согласия конфликтующих сторон на участие. При несо­гласии сторон, им могут быть предложены психологическая по­мощь или другие существующие в образовательной организа­ции формы работы. Если действия одной или обеих сторон мо­гут быть квалифицированы как правонарушение или преступле­ние, для проведения программы также необходимо согласие ро­дителей или их участие во встрече.

5.4.Медиация может проводиться взрослым медиатором по делам, рассматриваемым в ОПДН, КДНиЗП или суде. Медиация (или другая восстановительная программа) не отменяет рас­смотрения дела в КДНиЗП или суде, но ее результаты и достиг­нутая договоренность может учитываться при вынесении реше­ния по делу.

5.5.В случае если примирительная программа планируется, когда дело находится на этапе дознания, следствия или в суде, то о ее проведении ставится в известность администрация обра­зовательной организации и родители.

5.6.Переговоры с родителями и должностными лицами про­водит руководитель (куратор) службы школьной медиации.

5.7.Медиатор вправе отказаться от проведения медиации или любой другой восстановительной программы на основании сво­их профессиональных стандартов, либо в случае недостаточной квалификации, или невозможности обеспечить безопасность процесса. В этом случае образовательная организация может использовать иные педагогические технологии.

5.8.В сложных ситуациях (как правило, если в ситуации есть материальный ущерб, среди участников есть взрослые или ро­дители, а также в случае криминальной ситуации) куратор службы школьной медиации принимает участие в проводимой программе.

5.9. Возможность проведения примирительных встреч реко­мендуется включить в договор об образовании между образовательной организацией   и родителями учащихся.

5.10.Служба школьной медиации самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каждом отдельном слу­чае.

5.11.В случае если в ходе примирительной программы кон­фликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые ре­зультаты могут фиксироваться в письменном примирительном договоре или устном соглашении.

5.12.При необходимости служба школьной медиации пере­дает копию примирительного договора администрации образо­вательной организации.

5.13.Служба школьной медиации помогает определить спо­соб выполнения обязательств, взятых на себя сторонами в при­мирительном договоре, но не несет ответственность за их вы­полнение. При возникновении проблем в выполнении обяза­тельств, служба школьной медиации может проводить дополни­тельные встречи сторон и помочь сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления.

5.14.При необходимости служба школьной медиации информирует участников примирительной программы о возможностях других специалистов (социального педагога, психолога, специалистов учреждений социальной сферы, психолого-
педагогических центров).

5.15.Деятельность службы школьной медиации фиксируется в журналах и отчетах, которые являются внутренними документами службы.

5.16.Руководитель (куратор) службы школьной медиации обеспечивает мониторинг проведенных программ, проведение супервизий с учащимися-медиаторами на соответствие их дея­тельности принципам восстановительной медиации.

5.17.Медиация и другие восстановительные практики не яв­ляются психологической процедурой и потому не требуют обя­зательного согласия со стороны родителей. Однако куратор старается по возможности информировать и привлекать родителей в медиацию (а по указанным в пунктах 5.3 и 5.4 категориям дел   участие  родителей  или  согласие  на  проведение  медиации  в  их отсутствие является обязательным).

5.18.Служба школьной медиации рекомендует участникам конфликта на время проведения процедуры медиации воздер­жаться от обращений в вышестоящие инстанции, средства мас­совой информации или судебные органы.

5.19.По согласованию с администрацией школы и руководителем службы, медиаторы могут прово­дить медиацию по конфликтам между педагогами и админист­рацией, конфликтам родителей и их детей, а также по семейным конфликтам и спорам. Если споры возникли из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением пред­принимательской и иной экономической деятельности, а также из трудовых правоотношений и семейных правоотношений, деятельность медиатора и его квалификация регулируется Фе­деральным законом № 193-ФЗ РФ «Об альтернативной проце­дуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

5.20.При необходимости служба школьной медиации полу­чает у сторон разрешение на обработку их персональных дан­ных в соответствии с законом «О персональных данных» 152-ФЗ.

6. Организация деятельности службы школьной медиации

6.1.Службе школьной медиации администрация образова­тельной организации предоставляет помещение для сборов и проведения примирительных программ, а также возможность использовать иные ресурсы образовательного учреждения (обо­рудование, оргтехнику, канцелярские принадлежности, средства
информации и другие).

6.2.Оплата работы куратора (руководителя) службы школь­ной медиации может осуществляться из средств фонда оплаты труда образовательного учреждения или из иных источников.

6.3.Поддержка и сопровождение службы школьной медиа­ции может осуществляться социально-психологическими цен­трами или общественными организациями, имеющими обучен­ных и практикующих медиаторов, по договору на возмездной или безвозмездной основе.

6.4.Администрация содействует службе школьной медиации в организации взаимодействия с педагогами образовательной организации, а также социальными службами и другими орга­низациями. Администрация поддерживает обращения педагогов и учащихся (воспитанников) в службу школьной медиации, а также содействует освоению ими навыков восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций.

6.5.В случае, если стороны согласились на примирительную встречу (участие в восстановительной медиации, «круге сооб­щества» или «семейной» или «школьной восстановительной конференции»), то применение административных санкций в отношении данных участников конфликта приостанавливаются. Решение о необходимости возобновления административных действий принимается после получения информации о резуль­татах работы службы школьной медиации и достигнутых дого­воренностях сторон.

6.8.Администрация школы поддер­живает участие руководителя (куратора) и медиаторов службы в собраниях ассоциации (сообщества) медиаторов, супервизиях и в повышении их квалификации.

6.9. Не реже, чем один раз в четверть проводятся совещания между администрацией и службой школьной медиации по улучшению работы службы и ее взаимодействия с педагога и с целью предоставления возможности участия в примирительных встречах большему числу желающих.

6.10. В случае, если примирительная программа проводилась по факту, по которому возбуждено уголовное дело, администра­ция школы может ходатайствовать о приобщении к материалам дела примирительного договора, а
также  иных  документов  в  качестве  материалов,  характеризующих личность обвиняемого, подтверждающих добровольное возмещение имущественного ущерба и иные действия, направ­ленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.

6.11. Служба школьной медиации может вносить на рассмот­рение администрации предложения по снижению конфликтно­сти в образовательной организации.

7.  Заключительные положения

7.1.Настоящее положение вступает в силу с момента утвер­ждения.

7.2.Изменения в настоящее положение вносятся директором школы по предложению службы школь­ной медиации, управляющего совета или органов самоуправле­ния.

7.3.Вносимые изменения не должны противоречить «Стан­дартам восстановительной медиации».