Версия для слабовидящих


Для слабовидящих


Взаимодействие семьи и школы

Опубликовано в Для родителей.

Взаимодействие семьи и школы

Взрослея, мы часто забываем свое детство, юность и как следствие перестаем понимать своих детей. Не умея поставить себя на их место, оценить их точку зрения, привыкнуть к их вкусам. Видя, всё это они (дети) отдаляются и уже не допускают нас к себе. Чтобы этого не произошло, нашим взрослеющим детям нужна не столько опека, сколько дружеские советы, умное руководство, стремление к сотрудничеству, взаимопонимание и им нужная духовная поддержка. Детям нужна не крикливая помощь, не навязчивые советы, как это часто бывает и в школе и в семье. Но духовную поддержку оказывать трудно: для этого самим надо быть на высоте, быть интересным для своих детей. Необходим тесный союз семьи и школы.

Но в этом таком бесспорном и ясном положении о необходимости тесного союза семьи и школы не все так просто. Надо учесть, что серьёзной трудностью влияния учителя на родителей является и то, что оно в значительной мере осуществляется через взгляды и настроения детей. Дети, как правило, особенно в младших и средних классах, рассказывают в семье о своих успехах и неудачах в школе, дают оценку поступкам учителей. В этих случаях исходящая от детей информация не всегда объективная (ведь перед нами ребенок). Ученик не сознательно навязывает свою точку зрения родителям, а тем подчас просто некогда разобраться. Все это мешает установлению взаимопонимания семьи и школы.

Данные обстоятельства заставили меня начать работу с укрепления личных контактов с семьями воспитанников. Изучение семьи каждого ученика позволило ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, её уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ученика с родителями. При этом использовала комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества.

В нашей школе интересно прошел педагогический совет на тему: “Учитель и родитель – этика взаимоотношений, педагогический такт”. Готовясь к нему, мы распространили среди родителей анкету с вопросом: Какие черты в характере и деятельности учителей вы считаете самыми ценными? Родители назвали много ценных качеств, которые, по их мнению, необходимы в работе учителя. Наиболее встречающиеся записями в анкетах были: справедливость и объективность, любовь и внимание к детям, доброжелательность; выдержка и тактичность, доброта и человечность; уважение к детям, индивидуальный подход, знание детской психологии; хорошее знание своего предмета; увлеченность делом. Родители, хотят, чтобы их детей учили и воспитывали любимые и уважаемые педагоги. Ответы родителей показывают, насколько высок авторитет учителей. Значительное место в системе работы с родителями отводится психолого-педагогическому просвещению родителей. Применяются различные формы педагогического просвещения – лекции, семинары, практикумы, конференции, открытые уроки и внеклассные мероприятия, индивидуальные тематические консультации, творческие группы по интересам, родительские собрания. Родительские собрания различны по тематике, организации. Например: собрание, начинающееся с “пленарных заседаний, когда родители слушают лекцию приглашенного специалиста в области психологии, нравственного воспитания детей. Одно из таких собраний в классе вылилось в общешкольную родительскую конференцию для отцов на тему: “Поговорим по-мужски”. На нем, молодые папы рассказывали о своих первых наблюдениях и сомнениях, опытом делились отцы взрослых сыновей и дочерей. Яркими и запоминающимися были выступления специалистов и педагогов. Следующая форма работы – вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс: 1) организация кружков, секций, клубов 2) совместные творческие дела 3) родительский патруль 4) индивидуальное шефство над неблагополучными семьями, трудными подростками. Наиболее запомнившимся в этом году и для родителей, и детей стало открытое мероприятие “Песни огненных лет” - посвященное 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. Так, как в подготовке его участвовали обе стороны: родители помогали детям собирать документы, письма, фотографии, записывали воспоминания ветеранов, в оформлении мероприятия. Благодаря совместной работе дети смогли прочувствовать всю тяжесть военных лет. С самых отдаленных эпох русская литература, историческая мысль, искусство были пронизаны чувствами патриотизма, любви к отечеству, ответственности за судьбу народа испытавшего немало тяжелого, лихого. На крутых перевалах истории, одержали немало побед в борьбе за честь и независимость своей земли. С древнейших времен воин-защитник России, будь он с луком, мечом или ружьем в руках, пользовался высоким уважением и любовью сограждан, всего народа. Главный герой и труженик во время войн – народ. Именно его работа на полях и в мастерских, на фабриках и заводах, его усилия на поле брани лежали в основе всех успехов русского оружия, преодоление всех трудностей и лишений, выпадающих на долю России. Но народ всегда находил в себе силы не пасть духом, дать отпор врагу-захватчику, вновь расправить крылья.

Не зря мы ворошим былое
Хватает в нем не нужной лжи
О тех, кто время фронтовое не пережил, не пережил.
Давайте сделаем что можем,
Для них и только ради них, чужую совесть растревожим,
Чтоб годы превратились в дни.

 

Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере патриотического воспитания молодёжи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике. Это означает, что нам современным историкам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – гражданина и патриота. К сожалению, ни для кого не является секретом, что в сознании многих молодых людей преобладает негативное отношении к военной службе. Большинство ребят, не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации, будь то неуставные отношения в школе или армии и др. И практика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Большинству людей, оказавшихся в такой ситуации, знакомо чувство страха, эмоционального шока, кто-то был свидетелем паники, приводившей к увеличению числа жертв. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подобной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему спасти жизнь. Значит необходимо воспитывать такую сильную личность. В этом процессе, огромное значение имеет, участие семьи и школы.