Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

 

Планируемые результаты

В результате усвоения программного материалы обучающиеся получат представление:

  • о мировых религиях;
  • об основателях религий мира,
  • о священных книгах религий мира;
  • о понятиях «грех», «раскаяние», «воздаяние»,
  • об искусстве в религиозной культуре;

узнают:

  • названия мировых религий,
  • имена основателей религий мира,
  • названия основных праздников религий мира,
  • особенности священных зданий каждой из традиционных религий;

научатся:

  • воспроизводить историю происхождения каждой из мировых религий;
  • работать с различными источниками информации;
  • осуществлять творческую деятельность;
  • овладеют культурой поведения в священных сооружениях мировых религий.

В результате изучения предмета у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Характеристика универсальных учебных действий

Предметные:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Метапредметные:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 

Содержание программы

Раздел 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

(1 час).

Россия – наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства.

Раздел  2. Основы религиозных культур (28 часов).

Что такое религия? Какие бывают религии? Религии России. Что такое культура? Влияние религии на культуру. Культура и религия

Древнейшие верования. Первые религии. Многобожие. Иудаизм. Ислам. Христианство. Буддизм.

Религии мира и их основатели. Христианство. Иисус Христос, апостолы. Ислам. Мухаммед. Буддизм. Сиддхартха Гуатама.

Священные книги религий мира. Когда впервые появились священные тексты и как они назывались? Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран. Священная книга буддизма – «Три корзины мудрости» (Типитаки). Священные книги иудаизма и христианства. Библия. Ветхий завет. Новый завет. Священная книга ислама. Коран.

Хранители предания в религиях мира. Кто такие жрецы. Мудрецы иудеев. Христианские священнослужители. Иерархия в христианской церкви. Мусульманская община. Буддийская община – сангха.

Человек в религиозных традициях мира. Роль, место и предназначение человека в религиях мира.

Священные сооружения. Для чего нужны священные сооружения? Храм Единого Бога в Иерусалиме, Софийский собор. Христианские храмы (алтарь, иконы). Устройство православного храма. Мечеть. Буддийские священные сооружения.

Искусство в религиозной культуре. Роль искусства в разных религиозных традициях. Искусство в религиозной культуре христианства. Искусство в религиозной культуре ислама. Искусство в религиозной культуре иудаизма. Искусство в религиозной культуре буддизма.

Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.

Религии России. Как на Руси выбирали веру? Роль князя Владимира в крещении Руси. Православное христианство в истории России. Первые русские святые (Борис и Глеб). Деятельность Кирилла и Мефодия. Святой Сергий Радонежский. Первый русский печатник Иван Фёдоров. Установление патриаршества. Церковный раскол: кто такие старообрядцы (староверы). Судьба Церкви в XX веке. Другие христианские исповедания. Ислам, иудаизм, буддизм в истории России.

Религия и мораль. Главный принцип всех религий. Нравственные заповеди в религиях мира. Заповеди иудаизма и христианства. Нравственное учение ислама. Учение о поведении человека в буддизме.

Религиозные ритуалы. Что такое ритуалы (обряды), история их возникновения. Христианство: основные Таинства. Ислам: ежедневная молитва намаз. Иудаизм: еженедельная традиция – соблюдение субботы (шабат). Буддизм: каждодневная молитва (мантра).

Обычаи и обряды. Традиционные обычаи и обряды в религиях мира. Религиозные ритуалы в искусстве. Значение религиозных ритуалов в искусстве в традиционных религиях.

Календари религий мира. Особенности летоисчисления в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме. Праздники в религиях мира. Праздники иудаизма (Песах, Шавуот, Ханука). Праздники христианства (Рождество, Пасха). Праздники ислама (Курбан-байрам, Ураза-байрам). Праздники буддизма (Дончод, Сагаалган).

Семья, семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого человека. Отношение традиционных религий России к семье.

Долг, свобода, ответственность, труд. Понятия «свобода», «долг», «ответственность», «труд» в разных религиях.

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь в различных религиях.

Раздел  3. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов).

Духовные традиции России. Роль религий в становлении России. С чего начинается Россия.

Тематическое планирование

№ п/п

Название раздела

Количество часов

1

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

2

Основы религиозных культур

                                                        

28

3

Духовные традиции многонационального народа России

5

Календарно-тематическое планирование по ОРКСЭ («Основы мировых религиозных культур» Учебник А.Л.Беглов, Е.В.Саплина 1 час в неделю, 34 часа в год

 

№ п/п

Дата

Тема

Примечание

По плану

По факту

1

 

 

Россия- наша Родина

 

2

 

 

Культура и религия

 

3

 

 

Культура и религия

 

4

 

 

Возникновение религий. Древнейшие верования

 

5

 

 

Возникновение религий. Древнейшие верования

 

6

 

 

Священные книги религий

 

7

 

 

Священные книги религий

 

8

 

 

Хранители предания в религиях мира

 

9

 

 

Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и   воздаяния

 

10

 

 

Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и   воздаяния

 

11

 

 

Человек в религиозных традициях мира

 

12

 

 

Священное оружие

 

13

 

 

Священное оружие

 

14

 

 

Искусство в религиозной культуре

 

15

 

 

Искусство в религиозной культуре

 

16

 

 

Творческие работы учащихся

 

17

 

 

Творческие работы учащихся

 

18

 

 

История религий в России

 

19

 

 

История религий в России

 

20

 

 

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

 

21

 

 

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

 

22

 

 

Паломничества и святыни

 

23

 

 

 Праздники и календари

 

24

 

 

Праздники и календари

 

25

 

 

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

 

26

 

 

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

 

27

 

 

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь

 

28

 

 

Семья

 

29

 

 

Долг, свобода, ответственность, труд

 

30

 

 

Любовь и уважение к Отечеству

 

31

 

 

Итоговая презентация творческих проектов учащихся

 

32

 

 

Итоговая презентация творческих проектов учащихся

 

33

 

 

Итоговая презентация творческих проектов учащихся

 

34

 

 

Итоговая презентация творческих проектов учащихся

 

Материально-техническое обеспечение

  1. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных организаций 4-5 классы. Москва «Просвещение»2013
  1. Учебник. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4 класс. А.Л.Беглов, Е.В.Саплина и др. Москва «Просвещение», 2014г.