Версия для слабовидящих


Для слабовидящих


Образование

Модель внеурочной деятельности

Опубликовано в Введение ФГОС НОО


Муниципальное образовательное казённое учреждение

«Малиновская средняя общеобразовательная школа»



Модель организации внеурочной деятельности
обучающихся в рамках внедрения ФГОС.


Составители:

Самохвалова Н.Ю., зам. директора по ВР

Кузьмина И.В., учитель начальных классов;

Усельман И.И., общественный инспектор по охране прав детей;

Байжигитова Г.Е., учитель математики


Пояснительная записка


Сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности. Именно сейчас обучающиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» (проект «Наша новая школа»). Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения.
Требования стандарта к организации внеурочной деятельности обучающихся:
- Внеурочная деятельность включается в вариативную часть БУПа школы и на нее отводится 10 часов в неделю.
- Школа вправе сама определять, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы.
- Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся.
- Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.
Учебный план для начальной школы включает для каждого класса 10 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план 1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
Реализация программы воспитания и социализации младших школьников будет способствовать:
овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;
формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;
– формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.
Таким образом, актуальность данного проекта обусловливается:
- мировыми и отечественными тенденциями изменения условий формирования личности;
- необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, обучающихся и их родителей;
- спецификой младшего школьного возраста, обеспечивающего эффективное воспитательное воздействие.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Задачи внеурочной деятельности:
- изучить пакет материалов, разработанных в рамках ФГОС нового поколения;
- определить основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся начальных классов;
-отработать механизм, обеспечивающий выбор обучающимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями;
- проанализировать научные подходы к организации внеурочной деятельности, определить стратегию её реализации в образовательном учреждении;
- теоретически обосновать и разработать модель организации внеурочной деятельности обучающихся, как части общего уклада школьной жизни;
- определить критерии оценки эффективности воспитательных воздействий в рамках внеурочной деятельности и апробировать разработанную модель в школе;
- разработать рабочие программы для реализации направлений внеурочной деятельности;
- овладеть методами и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения;
- эффективно использовать имеющуюся в школе учебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал.
Нормативно правовая основа программы
1.Закон «Об образовании» Российской Федерации.
2.Федеральный государственный стандарт общего образования (начальное общее образование).
3. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (проект).
4. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).
5. Базисный учебный образовательный план учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы начального общего образования .
6. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (гигиенические требования).
7. Федеральный закон от 01.12.2007г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта.
8. Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008г. №ПР-2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (проект).
10.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373.
В результате проведённой диагностики среди родителей будущих первоклассников были выделены основные направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, обще интеллектуальные и спортивно-оздоровительное.
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности работы по вопросам воспитания.


ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Внеурочная деятельность

Направления

Классы

I

II

III

IV

Всего

Духовно-нравственное

«Мои маршруты»

2

2

2

2

8

Общеинтеллектуальное

«Что кому нравится»

1

1

1

1

4

Общекультурное

«Омское Прииртышье»

«Школа этики»

1

1

1

1

1

1

1

1

4

4

Художественно-эстетическое

«Рукодельница»

«Умелые руки»

2

1

2

1

2

1

2

1

8

4

Спортивно-оздоровительное

«Смелые, сильные, ловкие»,

«Будь здоров»

1

1

1

1

1

1

1

1

4

4

Итого

7

10

10

10

10

40



Ресурсы  проекта
 А) Педагогическое обеспечение



Рабочая группа

Функции

Состав

Административно-координационная

Координирует деятельность всех участников образовательного процесса, участвующих в апробации ФГОС второго поколения, обеспечивает своевременную отчетность о результатах апробации, делает выводы об эффективности проделанной работы, вносит коррективы, обеспечивает создание условий для организации внеурочной деятельности, проводит мониторинг результатов апробации, вырабатывает рекомендации на основании результатов апробации.

Л.Ф.Убоженко –

директор школы

Перепичкин Е.Б. –

зам. директора по УВР

Консультативно-методическая

Обеспечивает: предоставление всех необходимых для апробации содержательных материалов изучение всеми участниками апробации документов ФГОС второго поколения, проведение семинаров и совещаний с участниками апробации в рамках инструктивно-методической работы на опережение, распространение опыта участников апробации на районном уровне, оказание консультативной и методической помощи учителям, апробирующим ФГОС второго поколения.

Перепичкин Е.Б.– зам.директора по УВР

Профессиональные сообщества

Выносят решения по результатам апробации ФГОС нового поколения

Педагогический совет, школьное методическое объединение учителей начальных классов.

Педагоги школы

Изучают документы ФГОС нового поколения, используют новые технологии в учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающие результаты обозначенные в стандарте нового поколения, организуют проектную и исследовательскую деятельность учащихся, обеспечивают взаимодействие с родителями

1,4 классы – Кузьмина И.В.

2, 3 классы – Круг Е.А.

Задействованные педагоги

Организация внеурочной деятельности по направлениям:

Ершов А.Н.– учитель физической культуры школы

Круг Е.А. – учитель начальных классов

Спортивно-оздоровительное

Духовно-нравственное

Кузьмина И.В. – учитель начальных классов

Общеинтелектуальное

Кузьмина И.В. – учитель начальных классов

Художественно-эстетическое

Сейдер Е.В. – учитель английского языка

Общекультурное

Гришаева О.Я. – учитель географии

Работа по привлечению младших школьников во внеурочную деятельность будет осуществляться через посещение кружков школы.
Б) научно-методическое обеспечение проекта
Научно-методическую поддержку при реализации проекта будут оказывать БУ ЦФИХО в СО
В) материально-техническое обеспечение
Для реализации апробации внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в школе имеются необходимые условия: занятия в школе проводятся в одну смену, все кабинеты начальных классов располагаются на одном этаже (на первом), имеется столовая, в которой будет организовано двухразовое питание.
Для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивным залом со спортивным инвентарем для младших школьников, музыкальной техникой, библиотекой, стадионом, игровыми площадками.
Школа располагает кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, подключенными к локальной сети Интернет. В кабинете информатики имеются 11 компьютеров, проектор, экран. Кабинеты начальных классов оснащены телевизором, DVD проектор.
Г) информационное обеспечение
Имеется медиаотека, состоящая из набора дисков по различным областям знаний (электронная детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий», игры на развитие памяти и логики, библиотечный фонд, включающий учебную и художественную литературу).
Содержание внеурочной деятельности на ступени начального общего образования
Цели и задачи внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность детей в рамках дополнительного образования – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.
Основное предназначение дополнительного образования – удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей.
Виды внеурочной деятельности

Предполагаемые формы работы внеурочной деятельности.

Направление

Программы(рабочие)

Формы работы

Решаемые задачи

Спортивно-оздоровительное

«Смелые,сильные, ловкие»; «Будь здоров»

Занятия в специальном помещении,на свежем воздухе,беседы, соревнования, игры

Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека,формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья

Художественно-эстетическое

«Рукодельница», «Умелые руки»

Занятия в кружке, экскурсии,создание творческих проектов, посещение выставок.

Развитие эмоциональной сферы ребенка,чувства прекрасного,творческих способностей,формирование коммуникативной и общекультурной компетенций

Духовно-нравственное

"Мои маршруты"

Беседы,работа в музее, экскурсии,просмотр фильмов,встречи с известными людьми, знакомство с историей и бытом народов, которые проживают на территории сельского поселения

Привитие любви к малой Родине,гражданской ответственности,чувства патриотизма,формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества

Общеинтеллектуальное

«Что кому нравится»

Занятия в классе, беседы,проектирование, исследовательская деятельность.

Обогащение эмоционального опыта новыми разнообразными читательскими переживаниями, способствование формированию обеспечения опыта игры с элементами художественной формы

Общекультурное

«Омское Прииртышье»

Беседы,фотосъемки, выпуск школьной газеты

Воспитание любви к родному краю,привитие интереса к историческому прошлому народов,которые проживают на территории сельского поселения

Риски, трудности и проблемы в реализации программы

Среди основных факторов, способных повлиять на результаты апробации Проекта ФГОС можно выделить следующие:

Фактор риска

Возможные пути разрешения

отсутствие достаточного финансирования

привлечение средств из дополнительного фонда

низкая мотивация педагогов из-за отсутствия материальной поддержки

мониторинговое изучение мотивов деятельности педагогов и активное использование нематериальных стимулов

отсутствие или недостаточное количество в школе необходимых специалистов

привлечение специалистов дополнительного образования

дефицит учебно-методических пособий

Использование ресурсов Интернет-пространства

недостаточная методическая подготовка педагогов

проведение методических занятий, участие в форуме апробации ФГОС, связи с другими участниками апробации, прохождение курсовой подготовки

Принципы реализации Программы:

-учёт возрастных особенностей;

-сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

-связь теории с практикой;

-доступность и наглядность;

-включение в активную жизненную позицию;

На содержание Программы повлияли следующие факторы: Особенности и традиции школы, функционирование кружков и секций по интересам учащихся и их родителей.

Программа организации внеурочной деятельности нашей школы состоит из 5 направлений деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, духовно-нравственное, обще интеллектуальное, общекультурное.

Результаты внеурочной деятельности

Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Все виды внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.

Уровни результатов внеурочной деятельности


Первый уровень

Второй уровень

Третий уровень

Школьник знает и понимает общественную жизнь

(1 класс)

Школьник ценит общественную жизнь (2-3 классы)

Школьник самостоятельно действует в общественной жизни (4 класс)

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.

Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).

Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.