Дошкольное образование


Для слабовидящих


Образование

Рабочая программа по химии 9 класс

Опубликовано в Рабочие программы ФГОС ООО

Планируемые результаты:

По завершению курса химии на этапе основного общего образования выпускники основной школы должны овладеть следующими результатами:

  1. I. Личностные результаты:

1) осознание своей этнической принадлежности, знание истории химии и вклада российской химической науки в мировую химию;

2) формирование ответственного отношения к познанию химии; готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе изученных фактов, законов и теорий химии; осознанного выбора и построение индивидуальной образовательной траектории;

3) формирование целостной естественно-научной картины мира, неотъемлемой частью которой является химическая картина мира;

4) овладение современным языком, соответствующим уровню развития науки и общественной практики, в том числе и химическим;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в социуме, природе и частной жизни на основе экологической культуры и безопасного обращения с веществами и материалами;

6) формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности, связанных с химией.

  1. II. Метапредметные результаты:

1) определение целей собственного обучения, постановка и формулирование для себя новых задач;

2) планирование путей достижения желаемого результата обучения химии как теоретического, так и экспериментального характера; 

3) соотнесение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата, определение способов действий при выполнении лабораторных и практических работ в соответствии с правилами техники безопасности;

4) определение источников химической информации, получение и анализ её, создание информационного продукта и его презентация;

5) использование основных интеллектуальных операций: анализа и синтеза, сравнения и систематизации, обобщения и конкретизации, выявление причинно-следственных связей и построение логического рассуждения и умозаключения (индуктивного, дедуктивного и по аналогии) на материале естественно-научного содержания;

6) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

7) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

8) генерирование идей и определение средств, необходимых для их реализации.  

III. Предметные результаты:

1) умение обозначать химические элементы, называть их и характеризовать  на основе положения в Периодической системе Д. И. Менделеева;

2) формулирование изученных понятий: вещество, химический элемент, атом, молекула, ион, катион, анион, простое и сложное вещество, химическая реакция, виды химических реакций и т. п.;

3) определение по формулам состава неорганических и органических веществ, валентности атомов химических элементов или степени их окисления;

4) понимание информации, которую несут химические знаки, формулы и уравнения;           

5) умение классифицировать простые (металлы, неметаллы, благородные газы) и сложные (бинарные соединения, в том числе и оксиды, а также гидроксиды — кислоты, основания, амфотерные гидроксиды и соли) вещества;

6) формулирование Периодического закона, объяснение структуры и информации, которую несёт Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, раскрытие значения Периодического закона;

7) умение характеризовать строение вещества — виды химических связей и типы кристаллических решёток;

8) описание строения атомов химических элементов № 1—20 и №26 и отображение их с помощью схем;

9) составление формул оксидов химических элементов и соответствующих им гидроксидов;

10) написание структурных формул молекулярных соединений и формульных единиц ионных соединений по валентности, степеням окисления или зарядам ионов;

11) умение формулировать основные законы химии — постоянства состава веществ молекулярного строения, сохранения массы веществ, закон Авогадро;

12) умение формулировать основные положения атомно-молекулярного учения и теории электролитической диссоциации;

13) определение признаков, условий протекания и прекращения химических реакций;

14) составление молекулярных уравнений химических реакций, подтверждающих общие химические свойства основных классов неорганических веществ и отражающих связи между классами соединений;

15) составление уравнений реакций с участием электролитов также и в ионной форме;

16) определение по химическим уравнениям принадлежности реакций к определённому типу или виду;

17) составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с помощью метода электронного баланса;

18) применение понятий «окисление» и «восстановление» для характеристики химических свойств веществ;

19) определение с помощью качественных реакций хлорид-, сульфат- и карбонат-анионы и катион аммония в растворе;

20) объяснение влияния различных факторов на скорость химических реакций;

21) умение характеризовать положение металлов и неметаллов в Периодической системе элементов, строение их атомов и кристаллов, общие физические и химические свойства;

22) объяснение многообразия простых веществ явлением аллотропии с указанием её причин;

23) установление различий гидро-, пиро- и электрометаллургии и иллюстрирование их примерами промышленных способов получения металлов;

24) умение давать общую характеристику элементов I, II, VIIА групп, а также водорода, кислорода, азота, серы, фосфора, углерода, кремния и образованных ими простых веществ и важнейших соединений (строение, нахождение в природе, получение, физические и химические свойства, применение);

25) умение описывать коррозию металлов и способы защиты от неё;

26) умение производить химические расчёты с использованием понятий «массовая доля вещества в смеси», «количество вещества», «молярный объём» по формулам и уравнениям реакций;

27) описание свойств и практического значения изученных органических веществ;

28) выполнение обозначенных в программе экспериментов, распознавание неорганических веществ по соответствующим признакам;

29) соблюдение правил безопасной работы в химическом кабинете (лаборатории).

Содержание учебного предмета

         Повторение и обобщение сведений по курсу 8-го класса

Бинарные соединения. Оксиды солеобразующие и несолеобразующие. Гидроксиды: основания, амфотерные, кислоты. Средние, кислые, основные соли.

Обобщение сведений о химических реакциях. Классификация химических реакций по различным основаниям: составу и числу реагирующих и образующихся веществ, тепловому эффекту, направлению, изменению степеней окисления элементов, образующих реагирующие вещества, фазе, использованию катализатора.

Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций: природа реагирующих веществ, их концентрация, температура, площадь соприкосновения, наличие катализатора. Катализ.

Химические реакции в растворах электролитов

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциаций электролитов с различным характером связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Классификация ионов и их свойства. Кислоты, основания и соли как электролиты. Их классификация и диссоциация.

Общие химические свойства кислот: изменение окраски индикаторов, взаимодействие с металлами, оксидами и гидроксидами металлов и солями. Молекулярные и ионные (полные и сокращённые) уравнения реакций. Химический смысл сокращённых уравнений. Условия протекания реакций между электролитами до конца. Ряд активности металлов.

Общие химические свойства щелочей: взаимодействие с кислотами, оксидами неметаллов, солями. Общие химические свойства нерастворимых оснований: взаимодействие с кислотами, разложение при нагревании.

Общие химические свойства средних солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, солями и металлами. Взаимодействие кислых солей со щелочами.

Гидролиз, как обменное взаимодействие солей с водой. Гидролиз соли сильного основания и слабой кислоты. Гидролиз соли слабого основания и сильной кислоты. Шкала pH.

Свойства кислот, оснований, оксидов и солей в  свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных  реакций.

Практические работы

  1. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций

Неметаллы и их соединения

Строение атомов неметаллов и их положение в Периодической системе. Ряд электроотрицательности. Кристаллические решётки неметаллов ― простых веществ. Аллотропия и её причины. Физические свойства неметаллов. Общие химические свойства неметаллов: окислительные и восстановительные.

Галогены, строение их атомов и молекул. Физические и химические свойства галогенов. Закономерности изменения свойств галогенов в зависимости от их положения в Периодической системе. Нахождение галогенов в природе и их получение. Значение и применение галогенов.

Галогеноводороды и соответствующие им кислоты: плавиковая, соляная, бромоводородная, иодоводородная. Галогениды. Качественные реакции на галогенид-ионы. Применение соединений галогенов и их биологическая роль.

Общая характеристика элементов VI А – группы. Сера в природе и её получение. Аллотропные модификации серы и их свойства. Химические свойства серы и её применение.

Сероводород: строение молекулы, физические и химические, получение и значение. Сероводородная кислота. Сульфиды и их значение. Люминофоры.

Оксид серы(IV), сернистая кислота, сульфиты. Качественная реакция на сульфит-ион.

Оксид серы(VI), серная кислота, сульфаты. Кристаллогидраты. Качественная реакция на сульфат-ион.

Серная кислота – сильный электролит. Свойства разбавленной серной кислоты, как типичной кислоты: взаимодействие с металлами, основными и амфотерными оксидами, основаниями и амфотерными гидроксидами, солями. Качественная реакция на сульфат-ион.

Общая характеристика элементов VA группы. Азот, строение атома и молекулы. Физические и химические свойства и применение азота. Азот в природе и его биологическая роль.

Аммиак, строение молекулы и физические свойства. Аммиачная вода, нашатырный спирт, гидрат аммиака. Донорно-акцепторный механизм образования катиона аммония. Восстановительные свойства аммиака. Соли аммония и их применение. Качественная реакция на катион аммония.

Оксиды азота: несолеобразующие и кислотные. Азотистая кислота и нитриты. Азотная кислота, её получение и свойства. Нитраты.

Фосфор, строение атома и аллотропия. Фосфиды. Фосфин. Оксид фосфора(V) и ортофосфорная кислота. Фосфаты. Фосфорные удобрения. Инсектициды.

Общая характеристика элементов IV А- группы: особенности строения атомов, простых веществ и соединений в зависимости от положения элементов в Периодической системе.  Углерод. Аллотропные модификации: алмаз, графит. Аморфный углерод и его сорта: сажа, активированный уголь. Адсорбция. Химические свойства углерода. Коксохимическое производство и его продукция. Карбиды.

Оксид углерода(II): строение молекулы, получение  и его свойства. Оксид углерода(IV): строение молекулы, получение  и его свойства. Угольная кислота. Соли угольной кислоты: карбонаты и гидрокарбонаты. Техническая и пищевая сода.

Неорганические и органические вещества. Углеводороды. Химическое строение органических веществ, как порядок соединения атомов в молекуле по валентности.

 Метан, этан, как предельные углеводороды. Этилен и ацетилен, как непредельные (ненасыщенные) углеводороды. Горение углеводородов. Качественные реакции на непредельные соединения.

Этиловый спирт, его получение, применение и физиологическое действие. Трехатомный спирт глицерин. Качественная реакция на многоатомные спирты. Уксусная – представитель класса карбоновых кислот.

Кремний, строение его атома и свойства. Кремний в природе. Силициды и силан. Оксид кремния(IV). Кремниевая кислота и её соли.

Производство стекла и цемента. Продукция силикатной промышленности: оптическое волокно, керамика, фарфор, фаянс. Оптическое волокно.

Неметаллы в природе. Фракционная перегонка жидкого воздуха, как способ получения кислорода, азота, аргона. Получение фосфора, кремния, хлора, иода. Электролиз растворов. 

Получение серной кислоты: сырьё, химизм, технологическая схема, метод кипящего слоя, принципы теплообмена, противотока и циркуляции. Олеум. Производство аммиака: сырьё, химизм, технологическая схема.

Металлы и их соединения (16 ч)

Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, строение их атомов и кристаллов. Металлическая связь и металлическая кристаллическая решётка. Физические свойства металлов: электро- и теплопроводность, отражающая способность, пластичность. Сплавы чёрные и цветные.

Металлы как восстановители. Электрохимический ряд напряжений. Взаимодействие металлов с неметаллами, оксидами, кислотами, солями. Алюминотермия.

Оксиды и гидроксиды щелочных металлов, их получение, свойства, применение. Важнейшие соли щелочных металлов, их значение в живой и неживой природе и в жизни человека.   

Оксиды и гидроксиды щелочноземельных металлов, их получение, свойства и применение. Важнейшие соли щёлочно-земельных металлов, их значение в природе и жизни человека. Карбонаты и гидрокарбонаты кальция.

Жёсткость воды: временная и постоянная. Способы устранения временной жёсткости.  Способы устранения постоянной жёсткости.  Иониты.

Соединения алюминия в природе. Химические свойства алюминия. Особенности оксида и гидроксида алюминия как амфотерных соединений. Важнейшие соли алюминия (хлорид, сульфат).

Особенности строения атома железа. Железо в природе. Важнейшие руды железа. Получение чугуна и стали. Оксиды и гидроксиды железа(II) и (III). Соли железа(II) и (III). Обнаружение ионов катионов железа в растворе. Значение соединений железа.

Коррозия химическая и электрохимическая. Защита металлов от коррозии.

Металлы в природе: в свободном виде и в виде соединений. Понятие о металлургии.  Чёрная и цветная металлургия.  Пирометаллургия, гидрометаллургия, электрометаллургия. Доменный процесс. Переработка чугуна в сталь. Электролиз расплавов.

Практические работы

  1. Получение жесткой воды и способы её устранения
  2. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»

Химия и окружающая среда

Строение Земли: ядро, мантия, земная кора, их химический состав. Литосфера и её химический состав. Минералы. Руды. Осадочные породы. Полезные ископаемые. Химический состав гидросферы. Химический состав атмосферы.

Источники химического загрязнения окружающей среды. Глобальные экологические проблемы человечества: парниковый эффект, кислотные дожди, озоновые дыры. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды от химического загрязнения. «Зелёная химия».

Маркировка упаковочных материалов, электроники и бытовой техники,  продуктов питания, этикеток по уходу за одеждой.

Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к Основному государственному экзамену

Строение атома в соответствии с положением химического элемента в Периодической системе. Строение вещества: химическая связь и кристаллические решётки. Зависимость свойств образованных элементами простых веществ (металлов, неметаллов, благородных газов) от положения элементов в Периодической системе. Типология неорганических веществ, деление их на классы и группы. Представители.

 Признаки и условия протекания химических реакций. Типология химических реакций по различным основаниям. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции.

Химические свойства простых веществ. Характерные химические свойства солеобразующих оксидов, гидроксидов (оснований, кислот и амфотерных_гидроксидов), солей.

            Тематическое планирование

№ п/п

Название  раздела

Количество часов

1

Повторение и обобщение сведений по курсу 8-го класса. Химические реакции

5

2

Химические реакции в растворах

10

3

Неметаллы и их соединения

25

4

Металлы и их соединения

16

5

Химия и окружающая среда

2

6

Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к основному государственному экзамену (ОГЭ)  

7

7

Резервное время

5

 

                  Календарно-тематическое планирование  Химия в 9 классе

Учебник «Химия» О. С. Габриелян  2 часа в неделю, 70 часов в год

№ п\п

Дата

Тема урока

Примечание

по плану

по факту

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

51.

52.

53.

54.

55.

56.

57.

58.

59.

60.

61.

62.

63.

64.

65.

66.

67.

68.

69.

70.

   

Повторение и обобщение сведений по курсу 8-го класса. Химические реакции (5 ч)

Естественные семейства химических элементов. Элементы металлы и неметаллы.

Классификация неорганических веществ и их номенклатура

Амфотерность.

Классификация химических реакций по различным основаниям

Открытие Д. И. Менделеевыи Периодического закона.

Классификация химических реакций по различным основаниям

Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева в свете теории учения о строении атома. Понятие о скорости химической реакции. Катализ.

Характеристика химического элемента по его положению в периодической системе.

Понятие о скорости химической реакции. Катализ.

Химические реакции в растворах (10 ч)

Классификация химических реакций по различным основаниям.

Электролитическая диссоциация

Окислительно-восстановительные реакции.

Основные положения теории электролитической диссоциации (ТЭД).

Понятие о скорости химической реакции. Катализ.

Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации

Химические реакции кислот в растворах.

Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации

Химические реакции оснований в растворах.

Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации

Химические реакции солей в растворах.

Химические свойства солей в свете теории электролитической диссоциации

Понятие о гидролизе солей

Практическая работа № 1. Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»

Обобщение и систематизация знаний по теме «Химические реакции в растворах электролитов»

Контрольная работа № 1 по теме «Химические реакции в растворах электролитов»

Неметаллы и их соединения (25 ч)

Анализ контрольной работы №1. Общая характеристика неметаллов

Общая характеристика элементов VIIA группы — галогенов

Соединения галогенов

Практическая работа № 2. «Изучение свойств соляной кислоты»

Общая характеристика элементов VI А -халькогенов. Сера

Сероводород и сульфиды

Кислородные соединения серы

Практическая работа № 3. «Изучение свойств серной кислоты»

Общая характеристика химических элементов VA группы. Азот

Аммиак. Соли аммония

Практическая работа № 4. «Получение аммиака и изучение его свойств»

Кислородсодержащие соединения азота

Кислородсодержащие соединения азота

Фосфор и его соединения

Общая характеристика элементов IV А- группы. Углерод

Кислородсодержащие соединения углерода

Практическая работа № 5. «Получение углекислого газа и изучение его свойств»

Углеводороды.

Кислородсодержащие органические соединения

Кремний и его соединения

Силикатная промышленность

Получение неметаллов

Получение важнейших химических соединений

Обобщение по теме «Неметаллы и их соединения»

Контрольная работа № 2 по теме «Неметаллы и их соединения»

Металлы и их соединения (16 ч)

Анализ контрольной работы №2. Положение металлов в Периодической системе, строение атомов и кристаллов

Общие химические свойства металлов

Общая характеристика щелочных металлов

Общая характеристика щелочных металлов

Общая характеристика щелочноземельных металлов

Общая характеристика щелочноземельных металлов

Жёсткость воды и способы её устранения

Практическая работа № 6. «Получение жесткой воды и способы её устранения»

Алюминий и его соединения

Железо и его соединения

Железо и его соединения

Практическая работа № 7 «Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»

Коррозия металлов и способы защиты от неё

Металлы в природе. Понятие о металлургии

Металлы в природе. Понятие о металлургии

Обобщение знаний по теме «Металлы»

Контрольная работ № 3 по теме «Металлы»

Химия и окружающая среда (2 ч)

Анализ контрольной работы №3. Химическая организация планеты Земля

Охрана окружающей среды от химического загрязнения

Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к основному государственному экзамену (ОГЭ)  (7 ч)

Вещества

Химические реакции

Химические реакции

Основы неорганической химии

Основы неорганической химии

Повторение и обобщение по теме. Подготовка к контрольной работе

Повторение и обобщение по теме. Подготовка к контрольной работе

Контрольная работа №4 «Итоговая по курсу основной школы»

Анализ контрольной работы.

Резервное время

Резервное время

 

Контрольные и практические работы.

№ урока

Дата

Название

Контрольные работы

15

 

Контрольная работа № 1 по теме «Химические реакции в растворах электролитов»

40

 

Контрольная работа № 2 по теме «Неметаллы и их соединения»

57

 

Контрольная работ № 3 по теме «Металлы»

67

 

Контрольная работа №4 «Итоговая по курсу основной школы»

Практические работы

13

 

Практическая работа № 1. Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»

19

 

Практическая работа № 2. «Изучение свойств соляной кислоты»

23

 

Практическая работа № 3. «Изучение свойств серной кислоты»

26

 

Практическая работа № 4. «Получение аммиака и изучение его свойств»

32

 

Практическая работа № 5. «Получение углекислого газа и изучение его свойств»

48

 

Практическая работа № 6. «Получение жесткой воды и способы её устранения»

52

 

Практическая работа № 7 «Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»

             Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

  1. Химия. 9 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С. А. Сладков – М.:Просвещение, 2019. – 223с
  2. http://www.alhimik.ru. Представлены следующие рубрики: советы абитуриенту, учителю химии, справочник (очень большая подборка таблиц и справочных материалов), весёлая химия, новости, олимпиады, кунсткамера (масса интересных исторических сведений).
  3. http://www.hij.ru. Журнал «Химия и жизнь» понятно и занимательно рассказывает обо всём интересном, что происходит в науке и в мире, в котором мы живём.
  4. http://chemistry-chemists.com/index.html. Электронный журнал «Химики и химия», в котором представлено множество опытов по химии, занимательной информации, позволяющей увлечь учеников экспериментальной частью предмета.
  5. http://c-books.narod.ru. Всевозможная литература по химии.
  6. http://www.prosv.ru/. Пособия для учащихся, в том числе и для подготовки к итоговой аттестации (ОГЭ и ЕГЭ), методические пособия для учителей, научно-популярная литература по химии. 
  7. http://1september.ru/. Журнал для учителей и не только. Большое количество работ учеников, в том числе и исследовательского характера.
  8. http://schoolbase.ru/articles/items/ximiya. Всероссийский школьный портал со ссылками на образовательные сайты по химии.
  9. www.periodictable.ru. Сборник статей о химических элементах, иллюстрированный экспериментом.

Опрос

Оцените наш сайт