Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Планируемые результаты

Требования к результатам освоения курса химии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Личностные результаты обучения: 

осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;

  • постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:  осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
  • оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
  • оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  • формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметные результаты обучения:

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
  • преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметные результаты обучения:

Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)

Выпускник научится:

  • описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
  • • характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
  • • раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», используя знаковую систему химии;
  • • изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;
  • • вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях для оценки их практической значимости;
  • • сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;
  • • классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли по составу;
  • • описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности человека) простых веществ — кислорода и водорода;
  • • давать сравнительную характеристику химических элементов и важнейших соединений естественных семейств щелочных металлов и галогенов;
  • • пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;
  • • проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
  • • различать экспериментально кислоты и щёлочи, пользуясь индикаторами; осознавать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.

Выпускник получит возможность научиться:

  • • грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
  • • осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;
  • • понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
  • • использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
  • • развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;
  • • объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение вещества

Выпускник научится:

  • • классифицировать химические элементы на металлы, неметаллы, элементы, оксиды и гидроксиды которых амфотерны, и инертные элементы (газы) для осознания важности упорядоченности научных знаний;
  • • раскрывать смысл периодического закона Д. И. Менделеева;
  • • описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;
  • • характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;
  • • различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;
  • • изображать электронно-ионные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида;
  • • выявлять зависимость свойств веществ от строения их кристаллических решёток: ионных, атомных, молекулярных, металлических;
  • • характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов;
  • • описывать основные этапы открытия Д. И. Менделеевым периодического закона и периодической системы химических элементов, жизнь и многообразную научную деятельность учёного;
  • • характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева;
  • • осознавать научные открытия как результат длительных наблюдений, опытов, научной полемики, преодоления трудностей и сомнений.

Выпускник получит возможность научиться:

  • • осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;
  • • описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;
  • • применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;
  • • развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.

Содержание учебного предмета

Введение (4/6 ч)

Предмет химии. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент, моделирование. Источники химической информации, ее получение, анализ и представление его результатов.

Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.

Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.

Краткие сведения из истории возникновения и развитияхимии. Роль отечественных ученых в становлении химическойнауки — работы        М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.

Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы.

Проведение расчетов массовой доли химического элемента в веществе на основе его формулы.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы. Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Тема 1 Атомы химических элементов (9/14 ч)

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.

Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса». Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов. Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.

Электроны. Строение электронных уровней атомов химических элементов малых периодов. Понятие о завершенном электронном уровне.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов — физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода. Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах. Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи. Взаимодействие атомов элементов неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ.

Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы. Взаимодействие атомов неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Ковалентная полярная связь. Понятие о валентности как свойстве атомов образовывать ковалентные химические связи. Составление формул бинарных соединений по валентности. Нахождение валентности по формуле бинарного соединения. Взаимодействие атомов металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.

Тема 2 Простые вещества (6/9 ч)

Положение металлов и неметаллов в Периодическойсистеме химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы (железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий). Общие физические свойства металлов.

Важнейшие простые вещества неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода.

Молекулы простых веществ неметаллов — водорода, кислорода, азота, галогенов. Относительная молекулярная масса.

Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора, олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность этого понятия.

Число Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы измерения количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «число Авогадро».

Тема 3 Соединения химических

элементов (14/16 ч)

Степень окисления. Сравнение степени окисления и валентности. Определение степени окисления элементов в бинарных соединениях. Составление формул бинарных соединений, общий способ их названий. Бинарные соединения металлов и неметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды и пр. Составление их формул. Бинарные соединения неметаллов: оксиды, летучие водородные соединения, их состав и названия. Представители оксидов: вода, углекислый газ, негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.

Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие об индикаторах и качественных реакциях. Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная, азотная. Понятие о шкале кислотности (шкала pH). Изменение окраски индикаторов.

Соли как производные кислот и оснований, их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

Аморфные и кристаллические вещества. Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав.

Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».

Тема 4 Изменения, происходящиес веществами (12/15 ч)

Понятие явлений, связанных с изменениями, происходящими с веществом. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, фильтрование и центрифугирование.

Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Выделение теплоты и света — реакции горения. Понятие об экзо и эндотермических реакциях.

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества, массы или объема продукта реакции по количеству, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

Реакции разложения. Представление о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты. Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции, обратимые и необратимые реакции. Реакции замещения. Ряд активности металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и кислотами, реакций вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами. Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.

Типы химических реакций на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Условие взаимодействия оксидов металлов и неметаллов с водой. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения – взаимодействие воды с металлами. Реакции обмена – гидролиз веществ.

Тема 5 Практикум 1

Простейшие операции с веществом (3/5 ч)

1 Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами. 2 Признаки химических реакций. 3 Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе.

Тема 6 Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (18/26 ч)

Растворение как физико химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства. Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциаций электролитов с раз личным характером связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Реакции обмена, идущие до конца.

Классификация ионов и их свойства.

Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов.

Соли, их диссоциация и свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, особенности этих реакций. Взаимодействие солей с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и свойствах.

Генетические ряды металла и неметалла. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Окислительно восстановительные реакции.

Определение степеней окисления для элементов, образующих вещества разных классов. Реакции ионного обмена и окислительно восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Составление уравнений окислительно восстановительных реакций методом электронного баланса.

Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете окислительно восстановительных реакций.

Тема 7 Практикум 2 Свойства растворов электролитов (1/4 ч)11

1 Ионные реакции. 4 Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. 5 Решение экспериментальных задач.

Тематическое планирование

№ п/п

Название  раздела

Количество часов

1

Первоначальные химические понятия 

4

2

Атомы химических элементов

9

3

Простые вещества

6

4

Соединения химических элементов

14

5

Изменения, происходящие с веществами

12

6

Практикум №1. Простейшие операции с веществом   

3

7

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

18

8

Практикум №2. Свойства растворов электролитов

2

9

Повторение

2

                               

           

                Календарно-тематическое планирование  Химия в 8 классе

Учебник «Химия» О. С. Габриелян  2 часа в неделю, 70 часов в год

 

№ п\п

Дата

Тема урока

Примечание

по плану

по факту

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

51.

52.

53.

54.

55.

56.

57.

58.

59.

60.

61.

62.

63.

64.

65.

66.

67.

68.

69.

70.

 

 

Введение. Первоначальные химические понятия  (4 часа)

Химия – часть естествознания. Предмет химии. Вещества.

Превращение веществ. Роль химии в жизни человека. Краткий очерк развития химии.

Периодическая система химических элементов. Знаки химических элементов.

Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы.

Тема 1. Атомы химических элементов (9 часов)

Основные сведения о строении атомов.

Изменения в составе ядер атомов химических элементов. Изотопы.

Строение электронных оболочек атомов.

Изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне атомов химических элементов.

Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой

Ковалентная полярная химическая связь.

Металлическая химическая связь.

Повторение по теме "Атомы химических элементов".

Контрольная работа №1 по теме: "Атомы химических элементов".

Тема 2. Простые вещества (6 часов)

Анализ контрольной работы №1. Простые вещества - металлы.

Простые вещества неметаллы.

Количество вещества.

Молярный объем газов.

Расчеты с использованием понятий "количество вещества", "молярная масса", "молярный объем", "число Авогадро"

Контрольная работа №2 по теме "Простые вещества".

Тема 3. Соединения химических элементов (14 часов)

Анализ результатов контрольной работы №2.

Степень окисления.

Важнейшие классы бинарных соединений - оксиды и летучие водородные соединения.

Основания.

Кислоты.

Соли.

Кристаллические решетки.

Чистые вещества и смеси.

Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора).

Расчеты, связанные с понятием «доля».

Расчеты, связанные с понятием «доля».

Обобщение и систематизация знаний по теме "Соединения химических элементов".

Контрольная работа №3 по теме "Соединения химических элементов".

Анализ результатов контрольной работы №3.

 

Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (12 часов)

Физические явления в химии.

Химические реакции.

Химические уравнения.

Расчеты по химическим уравнениям.

Реакции разложения.

Реакции соединения.

Реакции замещения.

Реакции обмена.

Типы химических реакций на примере свойств воды.

Обобщение и систематизация знаний по теме « Изменения, происходящие с веществами».

Контрольная работа №4 по теме "Изменения, происходящие с веществами".

Анализ результатов контрольной работы №4.

 

Тема 5. Практикум №1. Простейшие операции с веществом    (3 часа)

Правила безопасной работы в химической лаборатории. Практическая работа №1 по теме «Приемы обращения с лабораторным оборудованием»

Практическая работа №2 по теме «Признаки химических реакций»

Практическая работа №3 по теме « Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе».

 

Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. (18 часов)

 Растворение. Растворимость веществ в воде.

Электролитическая диссоциация.

Основные положения теории электролитической диссоциации.

Диссоциация кислот, оснований, солей.

Ионные уравнения.

Кислоты в свете теории электролитической диссоциации.

Кислоты в свете теории электролитической диссоциации.

Основания в свете теории электролитической диссоциации.

Основания в свете теории электролитической диссоциации.

Оксиды в свете теории электролитической диссоциации.

Оксиды в свете теории электролитической диссоциации.

Соли в свете теории электролитической диссоциации.

Соли в свете теории электролитической диссоциации.

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

Окислительно-восстановительные реакции.

Упражнения в составлении окислительно-восстановительных реакций.

Свойства веществ изученных классов соединений в свете окислительно-восстановительных реакций.

Контрольная работа №5 по теме "Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов".

Тема 7. Практикум №2. Свойства растворов электролитов

 (2 часа)

Анализ результатов контрольной работы №5.Практическая работа №4 по теме «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей»

Практическая работа №5 по теме «Решение экспериментальных задач»

Итоговая контрольная работа.

Анализ итоговой контрольной работы.

 

Контрольные и практические работы.

№ урока

Дата

Название

Контрольные работы

13

 

Контрольная работа №1 по теме: "Атомы химических элементов".

19

 

Контрольная работа №2 по теме "Простые вещества".

32

 

Контрольная работа №3 по теме "Соединения химических элементов".

44

 

Контрольная работа №4 по теме "Изменения, происходящие с веществами".

66

 

Контрольная работа №5 по теме "Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов".

69

 

Итоговая контрольная работа

Практические работы

46

 

Практическая работа №1 по теме «Приемы обращения с лабораторным оборудованием»

47

 

Практическая работа №2 по теме «Признаки химических реакций»

48

 

Практическая работа №3 по теме « Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе».

67

 

Практическая работа №4 по теме «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей»

68

 

Практическая работа №5 по теме «Решение экспериментальных задач»

             Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

 

  1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2009.
  2. Химия. 8 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян.–М: «Дрофа», 2009. – 270, [1] с. : ил.