Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

 

План внеурочной деятельности

муниципального образовательного бюджетного учреждения

 Тюкалинского муниципального района Омской области

«Малиновская средняя общеобразовательная школа»  для 10 - 11 классов,

реализующих федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования

 

Пояснительная записка

 

  1. Общие положения

      План внеурочной деятельности разработан в соответствии с действующими нормативными правовыми актами:

1)Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

2) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» ( в редакции Приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от  29.12.2014г. №1645, 31.12.2015г. №1578, 29 июня 2017 г. № 613)

 3) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. Приказов Министерства образования и науки РФ от 13.12.2013 N 1342, от 28.05.2014 N 598, от 17.07.2015 N 734).

4) Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»).

5) Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 ноября 2015 года № 81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях).

6)Устав Муниципального  общеобразовательного бюджетного учреждения Тюкалинского муниципального района Омской области «Малиновская средняя общеобразовательная школа».

  1. Цели и планируемые результаты внеурочной деятельности.

    В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования основная образовательная программа среднего общего образования реализуется школой через учебный план и внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность, как и учебная деятельность на уроке, направлена на решение задач воспитания и социализации учащихся.

      Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение школьниками личностных, метапредметных и предметных результатов.

 Цель внеурочной деятельности: создание условий для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся, реализации полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время для достижения метапредметных, и, в первую очередь, личностных результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования. Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, антикоррупционное мировоззрение, правосознании, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме.

Задачи внеурочной деятельности:

- формирования УУД через включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность;

 - социализация;

- самоидентификация посредством личностно и общественно значимой деятельности;

- формирование толерантного сознания и поведения в поликультурном мире; - эстетическое отношение к миру;

 - готовность к служению Отечеству, его защите;

 - принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

- формирование экологического мышления;

- выявление интереса, предрасположенности, возможности, способности обучающихся к разным видам деятельности;

- приобретение и совершенствование опыта творческой деятельности.

     Принципы организации внеурочной деятельности:

 Принцип гуманистической направленности предполагает отношение к обучающемуся как к ответственному субъекту собственного развития, субъект-субъектный характер отношений, оказание психолого-педагогической поддержки в самопознании, самоопределении и самореализации личности.

Принцип системности предполагает обеспечение целостности, преемственности внеурочной деятельности (ВУД), взаимосвязь между основными компонентами организуемой деятельности, урочной и воспитательной деятельностью, всеми участниками ВУД, опору на традиции и положительный опыт.

 Принцип вариативности определяет широкий спектр видов, форм и способов организации деятельности, направленных на удовлетворение потребностей обучающихся с учетом их возрастных особенностей.

Принцип добровольности предполагает свободный выбор различных видов деятельности на основе личных интересов и склонностей ребенка, способов, темпа, освоения программ внеурочной деятельности в рамках индивидуальных образовательных траекторий.

Принцип успешности и социальной значимости предполагает деятельность субъектов учебно-воспитательной деятельности по формированию у обучающихся потребностей в достижении личностно-значимых и коллективных результатов, формирование позитивной самооценки, самоуважение, конструктивных способов самореализации, создание ситуации успеха в личностной и общественно полезной деятельности. Принцип валеологической безопасности: соблюдение норм СанПиН 2.4.2.2821-10 (раздел Х) "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям  и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", проведение занятий в формах, отличных от урочных организация деятельности в комфортных условиях.

     Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности. Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно – нравственное развитие ребенка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности распределяются по трем уровням:

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия  План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне среднего общего образования и обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся, учитывая возможности образовательного учреждения, запросы и интересы обучающихся и их родителей (законных представителей).

    Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но не превышает 10 часов в неделю.

    Количество занятий внеурочной деятельности для каждого обучающегося определяется его родителями (законными представителями) с учетом занятости обучающегося во второй половине дня.

  1. Направления и формы организации внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС СОО организуется по основным направлениям развития личности:

  1. спортивно-оздоровительное
  2. духовно-нравственное
  3. социальное
  4. общеинтеллектуальное
  5. общекультурное

     Организация занятий по этим направлениям осуществляется посредством различных форм, отличных от урочной системы обучения, таких как поисковые и научные исследования, проектная деятельность, клубы, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, общественно полезные практики и т. д.

      Целью духовно-нравственного направления является освоение школьниками духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике.

Основные задачи:

  • · формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, самовоспитания и универсальной духовно- нравственной компетенции – «становиться лучше»;
  • · укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести; · формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; · формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;                                                                                  
  • · принятие базовых            общенациональных ценностей;                                                                        ·формирование основ российской            гражданской идентичности;                                                                                                  · формирование патриотизма и     гражданской солидарности;                                                                                   ·развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

     Данное направление реализуется программой «Безопасность в финансовой сфере».

          Общеинтеллектуальное направление предназначено помочь освоить разнообразные способы познания окружающего мира, развить интеллектуальные способности.

Основными задачами являются:

-  формирование навыков   научно-интеллектуального            труда;                                                                                     - развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;                                     

    - формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;

- овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся  основного общего образования.

     Данное направление реализуется программой «Математический калейдоскоп».

     

     Общекультурная деятельность способствует формированию активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков.

Основными задачами являются:

- развитие творческих способностей;                                                                                                                                  - формирование коммуникативной компетенции;                                                                                                            - становление активной жизненной позиции.

        Данное направление реализуется программой внеурочной деятельности «Вокал».  По итогам работы в данном направлении проводятся концерты, конкурсы.

            Социальное направление помогает школьникам освоить разнообразные способы деятельности, развить активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству.

Основными задачами являются:

- формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для обеспечения эффективного            и         безопасного взаимодействия в       социуме;                                               

   - формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в  социуме;                                                                                                                                    

  - становление          гуманистических и демократических ценностных ориентаций;                                            

   -  формирование основы культуры межэтнического общения;                                                                                       - формирование отношения           к семье как   к основе российского общества;                                                             

 - воспитание у школьников почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшему поколению.

    Данное направление реализуется программой «Дорогою добра». По итогам работы в данном направлении проводятся  выставки, защита проектов.

  Спортивно-оздоровительное направление создает условия для полноценного физического и психического здоровья школьников.

Основные задачи:

- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

 - использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;

- развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.

      Данное направление представлено и реализуется  программой «Спорт-это здоровье».  Программа направлена на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривает разные формы организации занятий:  конкурсы, спортивные праздники,  Дни здоровья.

     Между учебными занятиями по расписанию и внеурочной деятельностью в школе предусмотрены динамические паузы (40-50 мин).

Ведущее направление развития личности

Формы работы

Решаемые задачи

 

Духовно-нравственное

Проведение тематических классных часов о духовности, культуре поведения и речи; участие в конкурсах, выставках детского творчества на уровне школы, района, региона; встречи с ветеранами ВОВ, локальных войн; уроки мужества; выставки рисунков; оформление газет, стендов и выставок о боевой славе русского народа; проведение концертных мероприятий в рамках знаменательных дат; проведение конкурсов «А ну-ка, парни!» и т.п.

Привитие любви к малой Родине, гражданской ответственности и активной жизненной позиции обучающихся, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества

 

Общеинтеллектуальное

Интеллектуальные игры, викторины и конкурсы, занятия в компьютерном классе, беседы, разработка различных проектов, исследовательская деятельность, экскурсии по родному краю, в музеи школы и района; предметные недели; библиотечные уроки; олимпиады; конференции, деловые и ролевые игры; участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, района и т.п.

Обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами, способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности, осознанность непрерывного образования.

 

Социальное

Трудовые десанты, дежурство по школе, организация социально-значимых акций и т.п. Познавательные, социальные проекты, исследовательские работы, конкурсы, конференции, выставки и т.п.

Формирование ценностного отношения к труду, ответственности за порученное дело, развитие социальной инициативы.

Формирование таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, разработка и реализация учебных и учебно-трудовых проектов

 

Спортивно-оздоровительное

Работа спортивной  секции «Волейбол», организация походов, экскурсий, Дня здоровья, подвижных игр, различных соревнований; проведение бесед о здоровом образе жизни, участие в спортивных соревнованиях различного уровня и т.п.

Спортивно-оздоровительное направление есть процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни. Физическая культура - часть образа жизни человека, система сохранения здоровья и спортивная деятельность, знание о единстве и гармонии тела и духа, о развитии духовных и физических сил.

 

Общекультурное

Работа кружка «Весёлые наигрыши»; организация экскурсий,  выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся; проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи; участие в конкурсах, выставках детского творчества на уровне школы, района; проведение концертов и т.п.

Важная составляющая воспитания – приобщение школьников к миру искусства, вовлечение их в творческую деятельность. Вхождение в мир искусства способствует формированию и развитию у учащихся духовно-нравственных качеств, т.к. отражает мир целостно, в единстве истины, добра и красоты и нацелено на познание, прежде всего, внутреннего мира человека, его идеалов, жизненных ориентиров и ценностей. Сфера досуга создает достаточно комфортные условия для раскрытия творческого потенциала детей.

  

  Все часы внеурочной работы распределены между учителями школы, работниками ДК,  которые разработали программы внеурочной деятельности,  в соответствии с выбором обучающихся и их родителей.

   Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности для её реализации в МОБУ «Малиновская сош» была выбрана базовая модель организации внеурочной деятельности – на основе внутренних ресурсов образовательного учреждения и сотрудничества с  Домом культуры, что позволяет расширить спектр внеурочной деятельности (танцевальный кружок).

      Координирующую роль выполняет классный руководитель класса, который в соответствии со своими функциями и задачами:

  • • взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного        учреждения;                                                                                                               • организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного        коллектива;                                                                                                                                            • организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления; организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

    Занятия проводятся на базе МОБУ «Малиновская сош»  в учебных кабинетах, спортивном и актовом залах и на базе ДК с использованием необходимой материально-технической базы, программного оснащения и информационно – технологического обеспечения.

    Внеурочная деятельность  в МОБУ «Малиновская сош» в ходе реализации требований ФГОС представлена такими видами деятельности, как:

Годовой круг праздников и мероприятий

1 сентября

День Знаний

Праздничная линейка.

 Зам директора по ВР

1 октября

Поздравления ветеранов с Днём пожилых людей.

Зам директора по ВР

5 октября

День учителя:

·       День самоуправления

·       Праздничный концерт

Зам директора по ВР

октябрь

Праздник осени.

Классные руководители

ноябрь

Школьный тур предметных олимпиад

русский язык, математика, биология, химия, физика, литература, география, английский язык, история, физическая культура, технология, обществознание.

Зам. Директора по УВР

Руководитель творческой группы учителей предметников

30 ноября

День матери

·       Праздничная программа

·       Конкурс сочинений «Загляните в мамины глаза»,

« Мама, как тебя я люблю!»,

 «Моя мамочка», «Моя бабушка»,

     «Нелегкая женская доля»

Зам директора по ВР

Классные руководители

декабрь

Антинаркотическая акция « Классный час».

Зам директора по ВР

29 декабря

Новогодний праздник.

Зам директора по ВР

классные руководители

Январь - февраль

Месячник военно-патриотического воспитания.

Праздничная программа

Спортивный праздник

 Заместитель директора по ВР,

Классные руководители,

 учитель ОБЖ, учитель физкультуры

 март

Праздник к дню 8 Марта.

Зам директора по ВР, классные руководители

 апрель

День Здоровья.

Заместитель директора по ВР, 

 апреля

Акция «Сохрани планету чистой».

Акция «Чистая школа».

Акция «Чистое село».

День планеты.

Заместитель директора по ВР, классные руководители

3-9 мая

Вахта Памяти.

Торжественный митинг, посвященный Дню Победы, подарки ветеранам

Заместитель директора по ВР, классные руководители

  1. Формы промежуточной аттестации обучающихся

Освоение образовательных программ курсов внеурочной деятельности (отдельной части или всего объема) сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в следующих формах: защита творческих работ и проектов, тестирование, анкетирование, концерты, заседание научного клуба, конференция.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Федеральным Законом  «Об образовании в Российской Федерации» (п.1 ст.58), Положением школы о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся на ступени среднего общего образования в МОБУ «Малиновская сош».