Версия для слабовидящих


Для слабовидящих


Учебный план на 2012-2013 учебный год

Опубликовано в Введение ФГОС НОО

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

реализующий основную образовательную программу

с УМК «Школа России»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебный план МОБУ «Малиновская сош» разработан на основе
 нормативно-правовых документов федерального уровня: 
Закон «Об образовании» (ст. 9, 13, 14, 15, 32);
Типовые положения об общеобразовательном учреждении разных типов и видов (Постановления Правительства РФ);
СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление главного санитарного врача РФ от 29.12.10 №189);
Федеральный государственный стандарт начального общего образования
(Приказ МОиН № 373 от 06 октября 2009 зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009);
Приказ МОиН РФ № 8020 от 24.12.2010 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011-2012 год»
нормативных документов Министерства образования и науки:
Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);
Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);
О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (Письмо МО РФ № 1561/14-15 от19.11.1998);
Система оценивания учебных достижений школьников в условиях безотметочного обучения (Письмо МО РФ № 13-51-120/13 от 03.06.2003);
Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
О введении иностранного языка во 2-х классах начальной школы (Приложение к письму МО РФ № 957/13-13 от 17.2.2001)
Учебный план школы состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.
Содержание образования, определенное обязательной частью, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально-значимым ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования:
· формирование гражданской идентичности школьников;
· их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям;
· готовность к продолжению образования в основной школе;
· формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
· личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Учебный план включает:
· перечень обязательных предметных областей;
· перечень направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения);
· учебное время, отводимое на изучение предметов по классам (годам) обучения.
· общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся.

Структура обязательных предметных областей,
реализуемых учебным планом
МОБУ «Малиновская сош»

№ п/п

Предметные области

Предметы

Основные задачи реализации содержания

1.

Филология

Обучение грамоте


Русский язык


Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, пробуждение познавательного интереса к слову, стремления совершенствовать свою речь. Формируются первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка. Младшие школьники овладевают умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема, овладевают основами делового письма (написание записки, адреса, письма).

Литературное чтение


Формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), на знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств школьника, способного к творческой деятельности.

Английский язык

Изучается со 2 класса, формирует элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме; развивает речевые способности, внимание, мышление, память и воображение младшего школьника; способствует мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком.
2.
Математика и информатика
Математика
Формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры, развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования. Обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

3.

Обществознание и

естествознание

Окружающий мир

Воспитание любви и уважения к природе, своему селу, своей Родине; осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми; понимание своего места в природе и социуме; приучение детей к рациональному постижению мира на основе глубокого эмоционально-ценностного отношения к нему. Формирование у младших школьников здорового образа жизни, элементарных знаний о поведении в экстремальных ситуациях.

4.

Основы

духовно-

нравственной

культуры

народов России

Основы духовно-

нравственной

культуры народов России

Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.

5.

Искусство

Изобразительное искусство


Музыка

Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведении изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру

6.

Технология

Технология

Формирует практико-ориентированную направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), в интеллектуально-практической деятельности ученика; это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у школьников.

7.

Физическая

культура

Физическая

культура

Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.
Продолжительность учебного года на первой ступени обучения общего образования составляет 34 недели, в 1 классе – 33 недели. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются дополнительные каникулы в 3 четверти. Продолжительность каникул для обучающихся 2-4 классов не менее 30 календарных дней в течение учебного года, летом - не менее 8 недель.
Работа школы организуется в режиме пятидневной учебной недели, начало занятий ¾ 9.00, продолжительность урока во 2-4 классах ¾ 45 мин, в 1 классе – 35 минут с обязательным проведением двух физкультминуток по 2—4 мин каждая, продолжительность перемен между уроками ¾ 10 мин, большие перемены ¾ 20 мин. Недельная аудиторная учебная нагрузка составляет 20 часов в 1-ом классе, 22 часа во 2 -3 классах, 22,5 часа в 4 классе. Внеурочная деятельность в 1- 4 х классах - 3 часа.
В связи с тем, что обучение в МОБУ «Малиновская сош» рассчитано на пятидневную учебную неделю, часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, реализуется во внеурочной деятельности.

Задачи внеурочной деятельности

· реализация единства образовательного процесса;
· развитие познавательной, социальной, творческой активности ребенка, его нравственных качеств;
· формирование у школьников целостного и эмоционально-образного восприятия мира;
· формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в процессе деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку.
· обращение к тем проблемам, темам, образовательным областям, которые являются личностно-значимыми для детей того или иного возраста и которые недостаточно представлены в основном образовании;
· создание благоприятных условий для усвоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов;
· становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
· укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, используется по желанию учащихся и их семей в формах, отличных от урочной системы обучения.
Формы организации внеурочной деятельности
1. Беседы, дебаты, тематические диспуты.
2. Проблемно-ценностные дискуссии с участием внешних экспертов.
3. Круглые столы, конференции.
4. Кружки, секции.
5. Экскурсии.
6. Олимпиады, конкурсы, соревнования.
7. Поисковые и научные исследования.
8. Общественно полезные практики.
9. Культпоходы в театры, музеи, концерты.
10. Досугово-развлекательные акции (концерты, инсценировки, спектакли.)
Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет 405 часов, не включается в расчёт допустимой (максимальной) обязательной нагрузки учащихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.
В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, с учётом пожеланий родителей и интересов учащихся, с учетом возможности школы (наличие спортивного зала и спортивной площадки, необходимость увеличения часов на физическую культуру, наработанный успешный опыт реализации художественно-эстетической деятельности обучающихся) в учебном плане МОБУ «Малиновская сош» определены следующие направления внеурочной деятельности:
1. Спортивно-оздоровительное направление:
курс «Смелые, сильные, ловкие»» (1 час) - способствует овладению умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, подвижные игры, регулярные занятия спортом и т.д.)
2. Художественно-эстетическое направление:
Автор Т.М.Шиловская
Литературный кружок «В гостях у сказки» (2 часа) – дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться, развивать природные задатки и способности.
Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы.
Для реализации программы используется УМК «Школа России» (научный руководитель канд. пед. наук, Лауреат премии Президента РФ в области образования А.А.Плешаков). УМК разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373); направлен на общекультурное, личностное, познавательное развитие, формирование учебной деятельности, развитие коммуникативной компетентности. УМК «Школа России», помимо прямого эффекта обучения по предметам — приобретения определённых знаний и умений, вносит свой вклад в формирование универсальных учебных действий. При выборе образовательным учреждением УМК «Школа России» учтены пожелания родителей. Выбор других УМК может осуществляться на основе решения педагогического совета, согласованного с Советом школы по итогам анкетирования родителей.
Перечень учебников и учебных пособий, обеспечивающих реализацию учебного плана по основной образовательной программе
«Школа России»
1. Завершенная предметная линия учебников «Русский язык» авт. Канакина В.П., Горецкий В.Г.
2. Завершенная предметная линия учебников «Литературное чтение» авт. Климанова Л.Ф. и др.
3. Завершенная предметная линия учебников «Математика» авт. Моро М.И. и др.
4. Завершенная предметная линия учебников «Информатика» авт. Семёнов А.Л., Рудченко Т.А.
5. Завершенная предметная линия учебников «Окружающий мир» авт. Плешаков А.А.
6. Завершенная предметная линия учебников «Технология» авт. Роговцева Н.И. и др.
7. Завершенная предметная линия учебников «Музыка» авт. Критская Е.Д. и др.
8. Завершенная предметная линия учебников «Изобразительное искусство» под ред. Неменского Б.М.
9. Завершенная предметная линия учебников «Физическая культура» авт. Лях В.И.
10. Завершенная предметная линия учебников «Духовно-нравственная  культура народов  России»
11. Завершенная предметная линия учебников «Английский язык» авт. Кузовлев В.П. и др.
12. Завершенная предметная линия учебников «Немецкий язык» авт. Бим И.Л. и др.
Программы внеурочной деятельности, предлагаемые
УМК «Школа России»
Математика
· Волкова С.И., Пчелкина О.Л.  Математика и конструирование (1-4 классы).
· Моро М.И., Волкова С.И.  Для тех, кто любит математику (1-4 классы).
· Петерсон Л.Г. Мир деятельности.
· Останина Е.Е.Секреты великого комбинатора: комбинаторика для детей.
· Калинина М.И., Бельтюкова Г.В., Ивашова О.А и др. Открываю математику: Учебное пособие для 4 класса.
Информатика
· А.Л. Семенов, М.И. Посицельская. Математика и  информатика.
Риторика
· Л.Ф. Климанова, Т.Ю. Коти.  «Волшебная сила слова».
Проектная деятельность*
· на основе учебников «Технология». 1- 4 кл. (Н.И. Роговцева и др.);
· на основе учебников «Литературное чтение» 1- 4 кл. (Л.Ф. Климанова и др.);
· на основе учебников «Русский язык» 1- 4 кл. (В.П. Канакина)
· на основе учебников «Математика» 1- 4 кл.  (Моро М.И и др.)
· на основе учебников «Окружающий мир» 1- 4 кл.  (Плешаков А.А..)
Мировая художественная культура
· на основе учебников «Изобразительное искусство» (Б.Я. Неменский и др.);
· на основе учебных пособий по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся.
Театр
· на основе учебников «Литературное чтение» (Л.Ф. Климанова и др.; УМК «Перспектива»)
Чтение и работа с информацией
· на основе учебников «Литературное чтение» (Л.Ф. Климанова и др.);
· на основе учебников «Окружающий мир» (А.А. Плешаков  и др.; УМК «Перспектива»);
· на основе учебников по иностранному языку (Быкова Н.И. и др. «Английский язык»; Бим И.Л. и др.  «Немецкий язык»; Кулигина А.С. и др. на основе учебников «Технология» (Н.И. Роговцева и др.);
Мир вокруг нас
· на основе учебников и пособий по окружающему миру (Плешаков А.А.
Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов (Зеленый дом); Плешаков А.А., Румянцев А. А.
Великан на поляне, или первые уроки экологической этики. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений (Зелёный дом); Плешаков А. А.
От земли до неба. Атлас-определитель. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. (Зеленый дом).
В  четвертой четверти 4 класса (2 часа в неделю)  и в первой четверти 5 класса  (2 часа в неделю) педагог (классный руководитель)  реализует комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики».
Данный курс  включает 4  содержательных модуля:
· «Основы православной культуры»,
· «Основы исламской культуры»,
· «Основы буддийской культуры»,
· «Основы иудейской культуры»,
· «Основы светской этики»;
· «Основы мировых религиозных культур».
· Право выбора модуля принадлежит учащимся совместно с родителями или их законными представителями.
Поддержка  данного курса осуществляется на основе представленной программы Духовно-нравственного развития и воспитания. Но реализация данной программы возможна и средствами изучаемых предметов в начальной школе.

Учебный план МОБУ «Малиновская сош»

Начальное общее образование

Предметные области

Учебные

предметы

Классы

I

II

III

IV

1. Обязательная часть

Количество часов

Филология

Русский язык

5

5

5

5

Литературное чтение

4

4

4

4

Английский язык

2

2

2

Математика и информатика

Математика

4

4

4

4

Обществознание и естествознание

Окружающий мир

2

2

2

2

Основы

духовно-

нравственной

культуры

народов России

Основы духовно-нравственной

культуры народов России

0,5

Искусство

Музыка

1

1

1

1

ИЗО

1

1

1

1

Технология

Технология

1

1

1

1

Физическая культура

Физическая культура

3

3

3

3

ИТОГО:

21

23

23

23,5

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

-

-

-

-

Внеурочная деятельность

10

10

10

10

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе

31

33

33

33,5

 

2. Часть, формируемая участниками образовательного процесса

Внеурочная деятельность

Классы

I

II

III

IV

Количество часов

10

10

10

10

Духовно-нравственное

«Мои маршруты»

2

2

2

2

Общекультурное

«Рукодельница»

«Умелые руки»

2

1

2

1

2

1

2

1

Обще интеллектуальное

«Что кому нравится»

1

1

1

1

Социальное

«Омское Прииртышье»

«Школа этики»

1

1

1

1

1

1

1

1

Спортивно-

оздоровительное

«Смелые, сильные, ловкие»,

«Будь здоров»

1

1

1

1

1

1

1

1

Всего к финансированию

31

33

33

33,5

Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки

 

Классы

При 5-дневной неделе, не более

1

21

2-4

23

Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:
- для обучающихся 1-х классов - не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю – не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;
- для обучающихся 2-4 классов – не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-ти дневной учебной неделе.